"Яндекс" научил "Алису" шептать и придумывать сказки при помощи нейросетей


Вести.Hi-tech

"Яндекс" подвел итоги года и, надо сказать, весьма оригинально — в формате большого фильма о компании и ее продуктах. И как раз в этом фильме "Яндекс" представил "Станцию" 2-го поколения. "Умная" колонка получила другой дизайн со светящейся панелью и "умный" звук.

Сергей Мельник, руководитель направления "умных" устройств "Яндекса": "Мы в этом продукте сделали ставку еще на более качественный звук, то есть она звучит лучше, чем "Станция" первого поколения. Мы поставили два широкополосных динамика и два пассивных излучателя. Общая мощность колонки составила 35 ватт. При этом звук мы получили 360 градусов, причем настоящие 360 градусов. Количество микрофонов — четыре штуки. И мы даже решетку сделали специфическую. Она называется апериодическая, то есть имеет апериодическую структуру. В случае если у тебя симметричная решетка, то могут пропадать какие-то частоты — по факту ты их просто срезаешь. Апериодическая решетка позволяет тебе этого избегать".

В компании позаботились о том, чтобы колонка хорошо звучала в любом помещении и разработали технологию room correction — эдакую подстройку под пространство. Новая "Станция" совместима с тысячами устройств, в этом ей помогает поддержка популярного протокола "умного" дома Zigbee. А скоро обещают и поддержку нового протокола Matter, а также появление приложения "Дом с Алисой" для более удобного управления "умным" домом.

Кроме того, новая "Станция" может взаимодействовать с устройствами "умного" дома — розетками, выключателями и датчиками — без интернета. Что касается "Алисы", то ее научили разговаривать шепотом, чтобы не разбудить детей, а также придумывать сказки при помощи нейросетей.

На конференции "Яндекс" также показал, как беспилотные такси курсируют в тестовом режиме по району Ясенево в Москве. Этот район был выбран за счет своего довольно закрытого расположения и хорошей дорожной инфраструктуры. Тестирование пока закрытое, компания ждет разрешения от правительства, чтобы сделать его публичным и получить возможность ездить без водителя-испытателя за рулем.

Тигран Худавердян, управляющий директор "Яндекса": "Эти беспилотники начнут покрывать часть этого спроса. Скорее всего, без беспилотников — в широком смысле слова: и в такси, и в роверах, которые доставляют товары, — и без автоматизации и роботизации эти индустрии просто захлебнутся".

Растущий спрос спровоцировал в 2021 году скачок цен на услуги такси и, по словам Тиграна Худавердяна, цены формирует робот, который постоянно пытается поддерживать баланс спроса и предложения.

Тигран Худавердян, управляющий директор "Яндекса": "Люди на сегодняшний день имеют большую потребность ездить на такси, чем это было до ковидного периода. То есть вырос спрос. И ровно обратное произошло с тем, что называется предложением. Из-за того, что закрыты границы, люди уезжали, например, к своим семьям, как они обычно делали, и больше не могли вернуться. Потому что закрыты границы. И да, в действительности это привело к тому, что, с одной стороны, спрос вырос, а с другой стороны — существенная недостача. Речь идет про десятки процентов водителей, которых сейчас не достает по всей стране".