"Яндекс" ответил на предупреждение ФАС

ФАС вынесла официальное предупреждение "Яндексу" и обязала его в течение месяца прекратить практику понижения ссылок на конкурентов в поисковой выдаче. А если он не сделает этого, то против поисковика заведут дело. "Яндекс" с претензиями не согласился и уверяет, что готов к аудиту своих алгоритмов.

Претензии ФАС касаются так называемых колдунщиков — это специальные блоки в результатах поиска, которые подсказывают пользователю наиболее подходящий ответ. Например, если искать Менделеева, то справа сервис покажет выдержки и статьи из "Википедии", а если, скажем, вы ищете фильм "А зори здесь тихие", то прямо в поиске появится окно плеера "Кинопоиска" — киносервиса, который принадлежит "Яндексу". Или по запросу "погода в Москве" тоже выдается такой колдунщик погоды.

Аналогичные претензии к поисковику были по многим запросам, от недвижимости до автомобилей. Еще в июле 2019 года сразу несколько сервисов выступили против "Яндекса". Тогда претензии высказали портал объявлений "Авито", ресурс для поиска недвижимости "Циан", поиск специалистов "Профи.ру", онлайн-карты "2ГИС" и онлайн-кинотеатр ivi, а сервис "Кассир.ру" вообще заявил, что "Яндекс" не готов пускать сторонние колдунщики даже на платной основе.

Прошло полтора года, по сути ничего не изменилось, но теперь ФАС вынесла предупреждение. Антимонопольная служба требует от поисковика, чтобы тот прекратил предоставлять преимущество своим сервисам в поисковой выдаче, раскрыл механизм поисковой выдачи, продвижения ссылок и формировал поисковую выдачу для всех сервисов на единых условиях. "Яндекс" предсказуемо не согласен с этим решением и в комментариях для нашей программы ИТ-гигант высказал сразу несколько замечаний. Во-первых, считают в "Яндексе", такие колдунщики используют все поисковики. В частности, имеется ввиду Google, а претензии к нему никто не предъявляет, по крайней мере – на территории России, что ставит их в неравное положение. "Яндекс" даже подчеркивает, что такие колдунщики доступны и для других сервисов. Например, пользователям выводятся быстрые результаты из киносервиса "Амедиатека" и сервиса объявлений Youla. А всего таких сайтов 70 000.

Пожалуй, главное: "Яндекс" заявил, что такие быстрые ответы основаны только на полезности для пользователей, и как этот показатель определяется, компания готова рассказывать и даже отдать этот механизм на аудит. Чем закончится все это — неясно, но подобные претензии поисковикам нередки и тот же Google не раз уже отбивался в продвижении своих фирменных сервисов через поиск, отбивался с разным успехом.

***

Любопытная история про соцсети и маркировку сообщений по разным поводам: Twitter ввел систему пометок для новостей, которые были получены в результате взломов или утечек документов. И саму систему этих пометок тут же взломали. Началось все с предвыборных скандалов в США — Twitter тогда удалял ссылки на статьи про сына нынешнего президента, а после волны критики обвинений в цензуре решил заменить блокировку новостей на пометку — дескать, информация на основе статьи получена неэтичным путем. Например, если какие-то документы добыли хакеры.

Но схема отслеживания таких ссылок оказалась сравнительна простой и после одного из первых же примеров в использовании пометки о взломе нашлись и способы ее взломать. Например, журналисты издания The Verge спрятали ссылки, которые ведут на главную страницу их сайта, как раз в ссылке на новость другого издания, помеченную Twitter и под этой новой безобидной ссылкой появилась такая же пометка: "эти материалы были получены в результате взлома". В общем, доверия ко всем этим пометкам все это не добавляет.