"Мегафон" собирается раздавать интернет из космоса

"Мегафон" собирается раздавать интернет из космоса, то есть создать группировку низкоорбитальных спутников, которые смогли бы обеспечить покрытие всего земного шара. На проект сотовый оператор готов выделить 6 млрд рублей. Речь, правда, пока не о самих запусках, а об исследовании возможностей и целесообразности. Займется этим дочка холдинга "Мегафон 1440". Именно эта структура должна к 2022 году построить экономическую модель, привлечь инвесторов и разработать технологическую базу всего проекта.

В первую очередь, как было заявлено, компания должна найти способ снизить стоимость и самих спутников, и наземной инфраструктуры. Если все пойдет по плану, то к 2025 году компания начнет тестировать разработанные прототипы в космосе. Надо заметить, что доставка интернета в труднодоступные регионы — один из пунктов нацпроекта "Цифровая экономика". Сейчас наземной связью обеспечены лишь 35% территории страны. Во многие регионы тянуть оптоволокно тоже малореально, и спутники — едва ли не единственный возможный вариант.

Но довольно затратный. Например, проект Starlink Илона Маска оценивается минимум в 10 млрд долларов и предполагает вывод на три разных орбиты 12 тысяч спутников. Без малого 900 из них уже запущены, и это позволяет говорить о возможности начала ограниченного тестирования спутниковой связи. Или, например, проект "Сфера" от Роскосмоса — почти 150 запусков ракет-носителей для вывода 600 спутников. Для сравнения, в этом году всех запусков в России было меньше 30. С другой стороны, потребность в высокоскоростном, недорогом и при этом повсеместном интернете очевидно есть, и конкуренция на этом еще не появившемся рынке тоже оформилась. Помимо упомянутых 74 спутника уже есть на орбите у британской OneWeb. В проекте через свою дочку участвует Роскосмос.

О создании своей орбитальной группировки говорит Facebook – это проект Athena. Ранее соцсеть собиралась раздавать интернет с беспилотных электролетов, но этот проект в итоге закрыт. Ну и самый оригинальный, зато уже работающий вариант – это созданная внутри Google концепция ретрансляторов на воздушных шарах, барражирующих в стратосфере. Называется все это Loon и, пусть в тестовом режиме и на отдельных территориях, но эксплуатируются уже несколько лет. Ну и мало кто вспомнит, но одним из первых про доступный интернет из космоса заговорили как раз в России, еще семь лет назад.

Первый летающий автомобиль сертифицирован в Европе. Правда, с некоторыми ограничениями. Машина Liberty, над которой голландская компания Pal-V работает уже 13 лет – это два двигателя, один из которых используется на земле, второй — для полетов, меньше 700 кг массы и способность на одной заправке преодолеть 1300 км по асфальту или 500 км по воздуху. По данным разработчика, процесс подготовки автомобиля к полету занимает 5-10 минут, а для взлета необходима площадка длинной не менее 180 метров. Как в воздухе, так и на дороге максимальная скорость Liberty – 180 км в час.

Так вот, полученное разрешение на движение по дорогам общего пользования касается только одного автомобиля Liberty. Транспортное управление Нидерландов хочет удостовериться в том, что Pal-V способна гарантированно производить автомобили, соответствующие единому стандарту качества. После этого компания сможет запустить серийное производство и первые экземпляры Liberty отправятся к покупателю. Второй момент – это разрешение не позволяет взлетать с проезжей части, оно лишь дает возможность водителям гибридов возможность доехать до аэропорта, а затем взлететь в небо. Впрочем, с этим тоже непросто, Европейское агентство по авиационной безопасности все еще рассматривает вопрос голландской компании на получение соответствующих сертификатов. Pal-V рассчитывают все уладить к 2022 году. А еще Liberty стоит полмиллиона евро, и несмотря на все это разработчик уже получил 30 заказов.