Количество обманов по интернет-объявлениям стремительно выросло


Global Look Press

Мошенники к ноябрю заработали на клиентах российских сайтов объявлений около 1 миллиарда рублей. А год назад такого вида обмана почти не было, сообщается в отчете компании Data Leakage & Breach Intelligence (DLBI).

Интернет-магазины из-за пандемии с апреля стали требовать 100-процентную предоплату при заказе товаров. Выросло и количество россиян, желающих заработать на бирже. Этим и воспользовались мошенники, создавая фальшивые интернет-сайты и лжесервисы оплаты.

В месяц мошенники могут зарабатывать до 120 миллионов рублей, а больше всего жертв на сайтах "Авито" и "Юла". В октябре 2019 года общий заработок злоумышленников на сайтах объявлений составлял всего 300 тысяч рублей, что примерно в 40 раз меньше, чем сейчас.

Схема обмана проста – мошенники связываются с жертвами в обход известного официального сайта и предлагают завершить покупку путем перевода денег по ссылке. Или "продавец" ссылается на технический сбой и присылает ссылку от "службы технической поддержки" сайта для оплаты на поддельном ресурсе.

Обман клиентов интернет-сайтов стал вторым по размеру суммам мошенничества после банковского. К ноябрю 2020 года крупнейшие мошеннические группировки заработали более 660 миллионов рублей через 111 тысяч операций по переводу средств с карт клиентов крупных российских сайтов объявлений и служб доставки, сообщается в отчете DLBI.

В целом мошенники с учетом мелких группировок "заработали" 0,8-1 миллиарда рублей, уточнил основатель DLBI Ашот Оганесян в комментарии для газеты "Коммерсант". Данные о мошенниках собирались и из Telegram-каналов 116 активных группировок из 200 действующих. В этих чатах публикуются данные снятия с платежных карт жертв для отчетности организаторов по выплатам "воркерам" (мошенники, которые напрямую контактируют с жертвами).

Больше всего жертв на Avito (62% по количеству и 54% по сумме транзакций) и "Юле" (22% и 23%). На сайтах объявлений работают 13,1 тысячи мошенников. Средний заработок каждого из них составил 28,2 тысяч рублей в месяц, а организатора группировки – 1,8 миллиона рублей. Во время пандемии выросло количество случаев обмана и через "кол-центры": теперь людей обзванивает робот от имени известных организаций (банков, служб), а человек подключается уже на следующем этапе, когда отсеиваются недоверчивые клиенты.