Он открывал звезд: советского Антониони похоронят на Новодевичьем

Он открывал звезд: советского Антониони похоронят на Новодевичьем

На всем постсоветском пространстве скорбят по Марлену Хуциеву. Кстати, его фильм "Весна на Заречной улице" своим любимым называет и Нурсултан Назарбаев. Режиссер ушел из жизни утром 19 марта, ему было 93 года. Хуциев запомнится как мастер деликатного поэтичного кино, языком своих картин передававший тончайшие движения души. А еще он открывал звезд. Впервые вывел на экран Василия Шукшина и Николая Губенко. Последняя картина Марлена Хуциева "Невечерняя" о диалоге Чехова и Толстого так и не была завершена.

- Когда весна придет, не знаю...

Эту песню хотя бы раз в жизнь слышали даже те, кто никогда не смотрел культовую картину "Весна на Заречной улице", хотя таких за полвека со времени выхода ленты, которую Хуциев снял в соавторстве с Феликсом Миронером, а увидели ее только во время первого проката 30 миллионов зрителей, найдется немного. Удивительно человечной получилась лирическая история о любви учительницы и сталевара, сыгранного бесподобным Николаем Рыбниковым.

Так до Хуциева предельно доверительно о простых людях в кино не рассказывал еще никто. Свою дебютную ленту режиссер снимал в Запорожье и Одессе, в съемках принял участие будущий мэтр кино Петр Тодоровский, а сам Марлен Хуциев стал мастером поколенческого кино.

"По любому кадру его можно узнать. Это любой человек скажет. У Марлена Хуциева свой исключительный почерк. Этим он и отличался: своей исключительностью, своим чувством мира. Совершенно тонким, отдельным", — подчеркивает народный артист России, режиссер Владимир Хотиненко.

"Он всегда делал только то, что хотел. У него для этого была и воля, и упорство, и талант", — констатирует народный артист России, режиссер Александр Митта.

Таким он был в жизни. Таким был на съемочной площадке. Поступать во ВГИК из Тбилиси добирался две недели.

"Я очень терпеливый человек. Когда я ехал во ВГИК, дважды отцепляли вагон. И я провел в Минводах трое суток. Потом еще пять — на чемодане. Поезд был переполнен, но я ехал", — вспоминал Марлен Хуциев.

Это его упорство потом всегда проявлялось на съемочной площадке.

Он всегда невыразимо тонко чувствовал эпоху, которую сегодня можно изучать его по блистательным киноработам. С его абсолютным слухом на правду Марлен Хуциев в 1964 году снял фильм "Застава Ильича" — этапную работу не только для него самого, но и всего отечественного кино. Это один из символов эпохи "оттепели", подробный снимок поколения, которое вступает в жизнь после XX съезда партии. Шестидесятники прямо на экране спорили, сомневались, искало ключевые для времени слова.

Из павильонов Хуциев вышел на улицы. Бурлящий Первомай в фильме не постановочный. Живая камера, лица крупным планам в толпе, в автобусе, на проспектах. Хуциев смешал актеров с посетителями знаменитых поэтических вечером в Политехническом музее. На кадрах кумиры поколения — Окуджава, Ахмадулина, Евтушенко.

Никита Хрущев лично устроил разнос фильму. Почему советская молодежь показана так, будто знает, как жить? Цензура искромсала фильм. Были изъяты сцены выступления поэтов. Хуциев бился за каждый кадр.

"В эту картину вложены личные обстоятельства и поиск внутренний, попытка понять, что же происходит?" – признавался Хуциев.

Лента вышла в прокат в урезанном виде. Под названием "Мне 20 лет". А в авторском варианте ее показали только во время перестройки.

"Мне кажется самое мощные, бурные, экстремальные истории были в самом начале двух этих фильмов. Наверное, на них закалился очень серьезный, мощный характер", — оценивает работы Хуциева народный артист РСФСР Сергей Шакуров.

В работах Марлена Хуциева важен даже не сюжет. Важна атмосфера! Ею было пропитано все. Она и становилась тканью его фильмов. Во время съемок "Весны на Заречной улице", спасаясь от дождя, он вбежал в телефонную будку. Представил девушку, которая бы тоже пряталась от ливня. Так родился шедевр "Июльский дождь" — зарисовка, которую по поэтике сравнивали с лентами новой французской волны.

Персонажи "Июльского дождя" словно повзрослевшие герои из "Заставы Ильича". В фильме сквозь оттепельный оптимизм, проглядывала рефлексия нового поколения советских интеллектуалов. В год выхода ленты Хуциев подпишет письмо деятелей культуры генсеку Брежневу против реабилитации Сталина. После этой работы мастера на Западе окрестили Хуциева "советским Антониони". На Родине устроили небывалую обструкцию. Режиссер ушел в телевизионное кино, сняв одну из лучших своих картин "Был месяца май".

Роль старшего лейтенанта в фильме исполнил Петр Тодоровский. — однокашник Хуциева и его друг. Картина получилась очень искренней — о войне и ее героях. В ней все до последней детали правдивы. Даже ордена на кителе фронтовика Тодоровского.

- Когда из дома уходил, сестренка вот такой была, — показывает рукой герой картины. – 13 лет. А сейчас подумал, она же уже девушка.

"Он умел создавать атмосферу и выявлять характер, выявлять, как в жизни проявляются характеры. Его картины останутся в веках", — считает народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин.

За жизнь, длиною почти в столетие, Марлен Хуциев снял 11 фильмов. Вроде бы немного. Но каждая — шедевр. Красочные фрески времени.

Он преподавал во ВГИКЕ, занимался общественной работой. Был награжден самыми высокими наградами Отечества.

"У меня две Родины – Грузия и Россия. Мое сердце принадлежит им обеим", — признавался Хуциев.

Последние годы Марлен Мартынович снимал ленту о писателях Льве Толстом и Антоне Чехове. Мечтал, но не успел снять картину об Александре Сергеевиче Пушкине. Она должна была стать главной в его жизни. Марлена Хуциева похоронят на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня