Живописные полотна в миниатюре: в музее Кремля открылась выставка Фаберже и Рюкерта

В Музее Московского Кремля в четверг, 8 октября, открылась выставка работ Карла Фаберже и Федора Рюкерта. Более 400 виртуозно выполненных работ — глядя на них ювелиры всего мира гадали, как из драгоценных металлов и эмали получаются живописные полотна в миниатюре.

Четырехметровая картина Василия Верещагина о битве под Плевной в Третьяковской галерее занимает целую стену, но мастера из дома Фаберже смогли вписать батальную сцену в миниатюру на серебряной шкатулке. Сам Карл Фаберже искусством работы с эмалью владел в совершенстве — считал, что она по красоте ничем не уступает драгоценным камням и часто использовал ее, создавая свои шедевры. В условиях пандемии собрать их все в одной экспозиции было похоже на спецоперацию.

"Выставка, как вы знаете, должна была открыться в апреле, к Пасхе, но, к сожалению, нам пришлось ее перенести. Тем не менее у нас представлены произведения более чем из 20 коллекций, в том числе из зарубежных", — рассказала гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

С домом Фаберже на протяжении многих лет сотрудничал Федор Рюкерт. Секреты его работы с эмалью пытались раскрыть мастера по всему миру.

Выставку, посвященную Карлу Фаберже, сложно представить без императорских пасхальных яиц. Всего в коллекции Музеев Московского Кремля их десять, хранятся они в Оружейной палате. Два из них временно переехали и представлены теперь здесь — это работы знаменитого ювелира, для украшения которых он использовал эмаль.

Николай II подарил яйцо "Транссибирская магистраль" на Пасху 1900 года императрице Александре Федоровне. Внутри сюрприз — поезд. Локомотив сделан из платины, вагоны из золота, при этом он еще и едет.

"Если завести механизм крошечным золотым ключиком, то весь состав приходил в движение и, сверкая бриллиантовыми фарами и рубиновым фонарем, проезжал несколько метров", — рассказала куратор выставки Татьяна Мунтян.

Работы Фаберже и Рюкерта — это основная часть экспозиции. Дополняют ее произведения эмальеров других ювелирных домов 19–20 веков. На стенах картины русских художников, рядом с которыми их миниатюрные копии из эмали.