От Рериха до Кандинского: Третьяковка готовит к открытию новую выставку

"Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского" — Третьяковская галерея готовит к открытию выставку, посвященную 100-летнему юбилею Республики Татарстан. В Москву привезли лучшие полотна из коллекции государственного музея изобразительных искусств Татарстана — это почти полсотни картин художников Серебряного века и русского авангарда.

Последние часы монтажа. Все 42 картины, прибывшие из Казани, висят каждая на своем месте — осталось лишь подписать. Без этикеток, говорит директор Третьяковской галереи, можно легко перепутать — картина из казанского музея или наша. Например, ларионовская "Провинциальная франтиха" — пандан "Франта", хранящегося в Третьяковке. Кандинский из Казани написан тогда же, когда и композиция из московского собрания.

"Я впервые познакомилась с этим собранием в конце 80-х. Несколько из тех картин, что здесь находятся, были включены мной в состав выставки "Москва: сокровища и традиции", которую мы показывали в 1990 году в Вашингтоне и Сиэтле. Эта выставка собрала около миллиона зрителей в Америке", — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Эти картины были отправлены в Казань после революции, когда по всей советской стране планировалось открыть музеи современного искусства. Кандинский, Фальк, Гончарова, Ларионов были тогда современными художниками — первый ряд, знаковые имена, но есть и малоизвестные. Борис Такке — самый молодой участник "бубнового валета". Вот что про него рассказала куратор выставки Надежда Мусянкова:

— После убийства Кирова он беспокоился за себя, за семью, потому сжег архив. Его работ очень мало.

Магда Нахман, работ которой в России практически нет, в 40-х признана формалистом, вычеркнута из истории. Ее картины были спрятаны сотрудником казанского музея и чудом сохранены. Она ученица Петрова-Водкина, что сразу видно, если заглянуть в соседний, закрытый пока зал постоянной экспозиции .

Одна из причин обязательного посещения этой выставки — "Девушка с цветком" Александра Родченко, которого весь мир знает как уникального фотографа. Он учился в казанской художественной школе у Николая Фешина, где, кстати, он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой.

Футуристические девушки Родченко появились после того, как он услышал футуристические стихи Маяковского, приехавшего в Казань. Он же, уже в Москве, помог казанцам получить отборную коллекцию авангарда.

Редкий Кандинский, радикальные Ларионов и Гончарова, фантастический Рерих, изобразивший пришельцев с Луны. Есть и "Маркиза" Головина, которая практически невыездная: пастель осыпается и везти картину можно только горизонтально, закутав в мягкую ткань.

Татарстан расстарался к своему столетию и устроил Москве царский подарок.