Владимир Беленко: при сегодняшнем уровне развития информационных технологий дистанционное обучение не сможет заменить традиционное

В этом году словарный запас россиян обогатился новыми словами – коронавирус, COVID-19, вирусное поражение легких, самоизоляция. Пока мы, стараясь не заболеть, пополняли свой лексический словарь, преподавателям вузов страны и студентам срочным образом пришлось ознакомиться с такими понятиями как дистант, прокторинг. Ознакомиться, чтобы внедрить в образовательную систему О новой форме подачи документов в институты и прохождении творческих испытаний узнали абитуриенты.

Но не для всех эта система оказалась новаторской, а потому пугающей: некоторые вузы страны в течение нескольких лет тестируют современные технологии на предмет введения on-line образования. Полного или частичного. Среди них Национальный исследовательский университет ИТМО в Санкт-Петербурге, Крымский федеральный университет в Симферополе и Белгородский государственный университет.

О том, стоит ли студентам и преподавателям боятся прокторинга и волноваться о качестве дистанционного образования, можно ли списать во время такого экзамена и как скоро российские вузы перейдут на виртуальное образование, рассказывает начальник управления электронных образовательных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ") Владимир Беленко.

- В 2018-м году появился новый вид сертификации специалистов в Директе – экзамен с прокторингом. То есть за ходом сдачи теста идет видеонаблюдение. В этом году в связи с пандемией и переходом всех вузов на on-line образование, прокторинг ввели многие институты страны. Когда впервые БелГУ опробовал новый вариант экзамена?

- С 2015-2016 учебного года на заочной форме обучения по 13 направлениям подготовки мы внедрили комбинированный режим обучения. Такой способ организации учебного процесса предполагает одновременное проведение занятия непосредственно в аудитории и с использованием современных телекоммуникационных технологий в синхронном онлайн-режиме. Обучающиеся по желанию могут посещать аудиторные занятия реально или виртуально, подключившись к трансляции посредством веб-камеры. Экзамены и зачеты удаленные студенты тоже сдают дистанционно под видеонаблюдением. В 2020-м году мы просто масштабировали накопленный опыт проведения промежуточной аттестации.

- Это новшество для преподавателей Белгородского государственного национального исследовательского университета дело добровольное или его ввели в обязательном порядке?

- Многие преподаватели до ситуации с пандемией опробовали технологии проведения промежуточной аттестации в режиме видеоконференцсвязи. В летнюю сессию 2019-2020 учебного года, в соответствии с утвержденным в мае 2020-го года регламентом проведения аттестационных испытаний в дистанционном режиме, все экзамены и зачеты, защиты выпускных квалификационных работ проводятся в НИУ "БелГУ"в режиме видеоконференцсвязи.

- Прокторинг осуществляется только во время сессии или он распространяется и на абитуриентов?

- В случае с проведением вступительных испытаний мы тоже за несколько лет до ситуации с пандемией уже проводили экзамены удаленно с использованием прокторинга. С 2015-го года в университете работает электронная приемная комиссия, и большую часть документов абитуриенты могли заполнить и подать удалённо. А с 2018-го года можно было удаленно сдать и вступительные экзамены на заочную форму обучение. В 2019 году электронной подачей воспользовались более трех тысяч абитуриентов.

В 2020-м году НИУ "БелГУ" стал одним из 54 университетов, участвующих в проекте по созданию Суперсервиса "Поступление в вуз онлайн", благодаря работе сервиса поступить в университет можно и через портал Госуслуги. На сегодня из более пяти тысяч подавших документы в электронном виде, свыше трех тысяч прошли все проверки и приняты для участия в конкурсе. Для наблюдения за ходом сдачи экзаменов мы использовали систему Экзамус, но в основном организуем видеонаблюдение своими силами.

- Как прокторинг осуществляется технически? Обычно экзамен (зачет) принимает один преподаватель. Но маловероятно, что кто-то способен контролировать студентов одновременно выслушивая отвечающих. Получается, что на каждый такой экзамен "приходится" минимум два человека. Это увеличивает нагрузку на преподавательский состав и добавляет количество рабочих часов. И, вероятно, должно сказываться и на зарплате

- Мы исходим из того принципа, что дистанционный учебный процесс за счет использования современных инфокоммуникационных технологий должен быть максимально приближен к реальному. На экзамене в аудитории одновременно присутствуют несколько студентов и преподаватель. Преподаватель "следит" за студентами, которые готовятся к ответу, и принимает экзамен у одного из обучающихся. В случае онлайн-экзамена то же самое! Только вместо реальной аудитории виртуальная "комната", в которой одновременно "находятся" не более пяти студентов/абитуриентов.

В реальной аудитории расстояние от преподавателя до студентов несколько метров. В виртуальной – расстояние от изображения студента до глаз преподавателя 30-40 сантиметров. К тому же преподаватель при необходимости может включить видеозапись для дополнительного контроля. Таким образом, дополнительных ресурсов не требуется, но необходимо хорошее техническое обеспечение, над чем мы постоянно работаем.

- Насколько мне известно, прокторинг бывает разной формы... строгости. От простого контроля до требования отвечать с закрытыми глазами или не отводя глаз от преподавателя по другую сторону монитора, то есть киберпрокторинга. Насколько строго следят за студентами в БелГУ. И кто решает, каким будет прокторинг?

- Каждый преподаватель сам решает, как реализовывать прокторинг во время экзамена. Ведь и на экзамене в аудитории у каждого преподавателя свои правила поведения во время подготовки ответа. К тому же преподаватель знает, как студент работал весь семестр и может выставить оценку по результатам балльно-рейтинговой системы, которая применяется у нас в вузе.

- Позволю себе предположить, что введение дистанта и прокторинга осложнило жизнь преподавателей. Если так, то в чем это проявляется?

- Проведение дистанционных занятий, а особенно аттестационных испытаний требует от преподавателей определенных навыков работы с системами видеоконференцсвязи. Многие наши преподаватели достаточно давно используют технологии электронного и дистанционного обучения. Наше управление (электронных образовательных технологий) каждый год на курсах повышения квалификации ежегодно готовит более 200 преподавателей к использованию современных образовательных технологий. Тем не менее, некоторые преподаватели в начале перехода на "полное дистанционное обучение" испытывали некоторые затруднения. Для помощи преподавателей были актуализированы инструкции, разработаны видеоинструкции, оказывались удаленные консультации. Очень помог сформированный на базе института инженерных и цифровых технологий "отряд" цифровых волонтеров из числа студентов.

- Готовясь к интервью, ввела в поисковик слово прокторинг. И среди первых ссылок выпали советы "Как обойти систему "Экзамус". Получается, что система бессмысленна? И особо "ленивые" (или неленивые) студенты все равно найдут лазейку — как им списать.

- Хочется задать встречный вопрос. А среди студентов, сдающих в аудитории, никто не списывает? Я тоже не поленился и набрал в поисковике "Как списать на экзамене". Получил массу "полезной" информации. Вопрос "списывания" студентов был, есть и будет всегда и зависит не только от формы организации экзамена. Хорошему преподавателю достаточно несколько минут и пары дополнительных вопросов, чтобы понять, знает студент материал или ему "помогли". Тем не менее, современные технологии прокторинга помогают преподавателю и на этапе подготовки, до ответа студента могут "просигнализировать" о несанкционированном поведении. Хотя последнее слово всегда должно оставаться за преподавателем.

- Экзамены для студентов и абитуриентов всегда стресс. Директ его добавляет, а прокторинг усугубляет. Больше того, некоторые люди в принципе не в состоянии сидеть и смотреть в одну точку и всегда отвечают запинаясь, у них "бегают глаза". Может ли преподаватель в таком случае непредвзято оценить знания или это заведомо провал?

- Как я уже говорил ранее, у нас преподаватель определяет правила «поведения» на экзамене и самостоятельно принимает решение о том, соответствует ли поведение студентов установленным правилам. Уверен, что каждый преподаватель в состоянии отличить "задумчивый взгляд в сторону" от целенаправленного неоднократного "увода»"взгляда в сторону "подручных" средств.

- Насколько успешной, доработанной и имеющей смысл показала себя система и стоит ли продолжать ее использовать?

- Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что "дистанционнка" в ближайшее время заменит традиционное обучение, как и не отношусь к категории "специалистов", которые считают, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии никуда не годятся и не нужно двигаться в этом направлении. Считаю, что при выборе технологий реализации учебного процесса нужно исходить из принципа целесообразности. Конечно, при сегодняшнем уровне развития информационных технологий дистанционное обучение не сможет заменить традиционное. Тем не менее бывают ситуации (и пандемия это подтвердила), когда очно реализовать учебный процесс невозможно. И качество реализации учебного процесса, организации аттестационных испытаний, в таком случае будет зависеть от того, насколько в университете преподавательский коллектив, студенты, инфраструктура готовы к использованию дистанционных образовательных технологий. Поэтому положительный опыт использования технологий дистанционного обучения, реализации прокторинга в ходе аттестационных испытаний нужно развивать и разумно использовать в случае необходимости. Ведь и в "нормальное" время есть масса ситуаций, когда студенту удобней проходить аттестационные испытания дистанционно.

Почему бы не дать возможность обучающимся сдать экзамены, зачеты, защитить практику или выпускную квалификационную работу в том режиме, в котором им в данный момент удобно.